Магистерская программа основана на требованиях ФГОС ВПО по направлению 45.04.01 «Филология». Профессиональная деятельность магистров осуществляется в области филологии и гуманитарного знания, языковой, межличностной и межкультурной коммуникации, образования, культуры и управления и включает в себя, с учетом профиля подготовки, прежде всего, педагогическую деятельность в учебных заведениях общего образования, предполагая также научно-исследовательский, прикладной, проектный и организационно-управленческий виды деятельности.

Общенаучный цикл учебного плана включает в себя такие обязательные дисциплины, как «Современное образование: субъекты и контексты развития», «Теория текста», «Анализ текста (лингвистический и литературоведческий аспекты)». Среди дисциплин по выбору студента «Формы и способы организации самостоятельной работы обучающихся», «Оценивание и контроль деятельности обучающихся». В профессиональный цикл учебного плана входят как обязательные курсы («Информационные технологии», «Деловой иностранный язык»), так и по выбору вуза («Культура чтения», «Актуальные проблемы преподавания дисциплин предметной  области (практикумы по методике преподавания русского языка и литературы в школе)», «Современные инновационные практики и технологии в образовании», «Современный менеджмент в образовательном учреждении», «Виды речевой деятельности», «Исследовательская деятельность учителя») и студента («Организация внеклассной работы по дисциплинам предметной области» и «Учительская риторика»,  «Развитие творческой одаренности школьников средствами филологии» и «Креативное письмо», «Региональный компонент в школьном филологическом образовании» и «Изучение словесности в контексте (старшие классы средней школы)»). Обучение в магистратуре включает ряд практик: учебную, научно-исследовательскую, производственно-прикладную (педагогическую). Практики проходят на базе общеобразовательных учреждений г. Томска.

Основные курсы программы читают ведущие преподаватели ФилФ и факультета психологии ТГУ: д-р филол.н., профессор, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы ФилФ А. С. Янушкевич;   д-р филол.н., профессор, зав. кафедрой общего литературоведения, издательского дела и редактирования ФилФ И.А. Айзикова; д-р пед.н., профессор, зав. кафедрой управления образованием ФП Г. Н. Прозументова;  канд. филол.н., доцент кафедры общего литературоведения, издательского дела и редактирования ФилФ Т. Л. Воробьева; канд. филол.н., доцент кафедры русского языка ФилФ Т. Б. Банкова; канд. филол.н., доцент кафедры общего литературоведения, издательского дела и редактирования ФилФ А. В. Петров; канд. пед.н., доцент кафедры управления образованием ФП Е. А. Суханова и др.

В результате освоения магистерской программы выпускник приобретает  следующие компетенции:

общепрофессиональные:

способность демонстрировать и применять знания современной научной парадигмы в области филологии, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования; владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач;

По видам деятельности в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры:

научно-исследовательская в научно-педагогических учреждениях, организациях и подразделениях:

способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований; владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта;

педагогическая деятельность:

владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний; владение навыками проведения учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в учреждениях общего и среднего специального образования; практических занятий по филологическим дисциплинам в образовательных учреждениях высшего профессионального образования; владение навыками подготовки учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам;

прикладная деятельность:

способность к трансформации различных типов текстов (изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста); готовность к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства;

проектная деятельность:

знание теории и владение практическими навыками проектирования, конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии; способность и готовность к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских и других проектов;

организационно-управленческая деятельность:

владение навыками организации и управления научно-исследовательскими и производственными работами при решении конкретных задач в соответствии с профилем магистерской программы;

специальные:

способность осваивать фундаментальные методологические идеи и концепции в области педагогики в контексте социальных вызовов; способность совершать отбор из имеющегося реестра педагогических технологий наиболее адекватных и продуктивных для гарантированного получения положительного результата в конкретной учебной ситуации; умение прогнозировать и создавать учебную коммуникативную ситуацию; управлять  учебным коммуникативным процессом; способность организовывать профессиональную деятельность на основе проектирования как наиболее продуктивного способа преобразования знаний в деятельность; способность к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию; способность формировать и поддерживать педагогическую культуру как основу профессионального самосознания; быть готовым включиться в научный педагогический поиск, вырабатывать и презентовать в профессиональной среде собственный индивидуальный стиль и др.

Выпускник магистратуры может работать в учебных заведениях общего образования, включая специализированные школы, гимназии, колледжи, лицеи  с углубленным изучением отдельных гуманитарных предметов и курсов, отдельных предметов по филологическому профилю,  с профильным обучением и допрофессиональной подготовкой, а также во внешкольных учебно-воспитательных учреждениях. Объектами профессиональной деятельности магистров, с учетом профиля подготовки и особенностей данной магистерской программы, являются: языки (отечественные и иностранные) в их теоретическом и практическом аспектах; художественная литература (отечественная и зарубежная) и устное народное творчество в их историческом и теоретическом аспектах с учетом закономерностей бытования в разных странах и регионах; различные типы текстов – письменных, устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов); устная и письменная коммуникация; деятельностные формы организации образовательного процесса в школе, в первую очередь, в области филологических компетенций; научное знание в междисциплинарной области взаимодействия филологии, педагогики, возрастной психологии и преподавания филологических дисциплин в школе и технологии его преобразования и применения в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях; а также информационные технологии в школьном образовательном процессе в сфере филологических компетенций.

 

                                                                          Учебный план программы

№№ п/п

Наименование циклов, модулей, дисциплин, практик, НИР

Общая трудоемкость

Распределение по семестрам, виды и формы промежуточной аттестации

 

 

В зач.

ед.

В часах

общ./

ауд.

1

2

3

4

Виды уч.работы

Формы промеж.

аттестации.

Л

ПЗ, С

Сам.

раб.

М.1

Общенаучный цикл

19

684/212

 

 

 

 

68

144

472

 

 

Базовая часть

6

216/64

 

 

 

 

20

44

152

 

1

Филология в системе современного гуманитарного знания

6

216/64

 

+

+

 

 

20

44

152

Зач.

Экз.

 

Вариативная часть, в том числе дисциплины по выбору студента

13

468/148

 

 

 

 

48

100

320

 

 

Дисциплины, устанавливаемые вузом

10

360/112

 

 

 

 

36

76

248

 

1

Анализ текста (лингвистический и литературоведческий аспекты)

4

144/36

 

 

+

 

 

8

28

108

Экз.

2

Теория текста

2

72/18

 

+

 

 

 

4

14

54

зач

3

Современное образование: субъекты и контексты развития

4

144/58

+

 

 

 

24

34

86

экз

 

Дисциплины по выбору магистранта

3

108/36

 

 

 

 

12

24

72

 

4

Формы и способы организации самостоятельной работы обучающихся

3

108/36

 

 

+

 

 

12

24

72

Зач.

Оценивание и контроль деятельности обучающихся

3

108/36

 

 

+

 

 

12

24

72

Зач.

М.2

Профессиональный цикл

43

1548/420

 

 

 

 

52

368

1128

 

 

Базовая часть (общепрофессиональная часть)

8

288/102

 

 

 

 

 

102

186

 

1.

Информационные технологии

2

72/34

+

 

 

 

 

34

38

Зач.

2.

Деловой иностранный язык

6

216/68

+

+

 

 

 

68

148

Экз.

Зач.

 

Вариативная часть, в том числе дисциплины по выбору магистранта

35

1260/318

 

 

 

 

52

266

942

 

 

Дисциплины, устанавливаемые вузом

25

900/218

 

 

 

 

52

166

682

 

1

Культура чтения

4

144/30

+

 

 

 

12

18

114

Зач.

2

Актуальные проблемы преподавания дисциплин предметной  области. Практикум по методике преподавания русского языка в школе

4

144/32

 

+

 

 

 

 

32

112

Экз.

3

Практикум по методике преподавания литературы в школе

4

144/32

+

 

 

 

 

32

112

Экз.

4

Современные инновационные практики и технологии в образовании

2

72/40

 

 

+

 

 

8

32

32

Зач.

5.

Современный менеджмент в образовательном учреждении

2

72/18

 

 

+

+

 

6

12

54

Зач.

6

Виды речевой деятельности

 

5

180/36

 

 

 

+

 

14

22

144

Экз.

7

Исследовательская деятельность учителя

4

144/30

 

 

+

 

 

12

18

114

Зач.

 

Дисциплины по выбору магистранта

10

360/100

 

 

 

 

 

100

260

 

7

Организация внеклассной работы по дисциплинам предметной области

3

108/32

 

 

 

+

 

 

32

76

 

Экз.

Учительская риторика

3

108/32

 

 

 

+

 

 

32

76

8

Развитие творческой одаренности школьников средствами филологии

4

144/44

 

 

 

+

 

 

44

100

 

Экз.

Креативное письмо

4

144/44

 

 

 

+

 

 

44

100

9.

Региональный компонент в школьном филологическом образовании

3

 

108/24

 

 

+

 

 

 

24

 

84

 

 

зач

Изучение словесности в контексте (старшие классы средней школы)

3

 

108/24

 

 

+

 

 

 

24

 

84

М.3

Научно-исследовательская работа и практики

38

1368/70

 

 

 

 

 

70

1298

 

 

Семинар по магистерской диссертации

23

828/70

+

+

+

 

 

70

758

Зач.

 

Учебно-производственная практика

15

540

 

+

+

 

 

 

540

Зач.

М.4

Итоговая государственная аттестация

20

720

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая трудоемкость основной образовательной программы

120

4320