Магистерская программа основана на требованиях ФГОС ВПО по направлению 45.04.01 «Филология». Профессиональная деятельность магистров осуществляется в области филологии и гуманитарного знания, языковой, межличностной и межкультурной коммуникации, образования, культуры и управления и включает в себя, с учетом профиля подготовки, прежде всего, педагогическую деятельность в учебных заведениях общего образования, предполагая также научно-исследовательский, прикладной, проектный и организационно-управленческий виды деятельности.
Общенаучный цикл учебного плана включает в себя такие обязательные дисциплины, как «Современное образование: субъекты и контексты развития», «Теория текста», «Анализ текста (лингвистический и литературоведческий аспекты)». Среди дисциплин по выбору студента «Формы и способы организации самостоятельной работы обучающихся», «Оценивание и контроль деятельности обучающихся». В профессиональный цикл учебного плана входят как обязательные курсы («Информационные технологии», «Деловой иностранный язык»), так и по выбору вуза («Культура чтения», «Актуальные проблемы преподавания дисциплин предметной области (практикумы по методике преподавания русского языка и литературы в школе)», «Современные инновационные практики и технологии в образовании», «Современный менеджмент в образовательном учреждении», «Виды речевой деятельности», «Исследовательская деятельность учителя») и студента («Организация внеклассной работы по дисциплинам предметной области» и «Учительская риторика», «Развитие творческой одаренности школьников средствами филологии» и «Креативное письмо», «Региональный компонент в школьном филологическом образовании» и «Изучение словесности в контексте (старшие классы средней школы)»). Обучение в магистратуре включает ряд практик: учебную, научно-исследовательскую, производственно-прикладную (педагогическую). Практики проходят на базе общеобразовательных учреждений г. Томска.
Основные курсы программы читают ведущие преподаватели ФилФ и факультета психологии ТГУ: д-р филол.н., профессор, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы ФилФ А. С. Янушкевич; д-р филол.н., профессор, зав. кафедрой общего литературоведения, издательского дела и редактирования ФилФ И.А. Айзикова; д-р пед.н., профессор, зав. кафедрой управления образованием ФП Г. Н. Прозументова; канд. филол.н., доцент кафедры общего литературоведения, издательского дела и редактирования ФилФ Т. Л. Воробьева; канд. филол.н., доцент кафедры русского языка ФилФ Т. Б. Банкова; канд. филол.н., доцент кафедры общего литературоведения, издательского дела и редактирования ФилФ А. В. Петров; канд. пед.н., доцент кафедры управления образованием ФП Е. А. Суханова и др.
В результате освоения магистерской программы выпускник приобретает следующие компетенции:
общепрофессиональные:
способность демонстрировать и применять знания современной научной парадигмы в области филологии, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования; владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач;
По видам деятельности в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры:
научно-исследовательская в научно-педагогических учреждениях, организациях и подразделениях:
способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований; владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта;
педагогическая деятельность:
владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний; владение навыками проведения учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в учреждениях общего и среднего специального образования; практических занятий по филологическим дисциплинам в образовательных учреждениях высшего профессионального образования; владение навыками подготовки учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам;
прикладная деятельность:
способность к трансформации различных типов текстов (изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста); готовность к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства;
проектная деятельность:
знание теории и владение практическими навыками проектирования, конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии; способность и готовность к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских и других проектов;
организационно-управленческая деятельность:
владение навыками организации и управления научно-исследовательскими и производственными работами при решении конкретных задач в соответствии с профилем магистерской программы;
специальные:
способность осваивать фундаментальные методологические идеи и концепции в области педагогики в контексте социальных вызовов; способность совершать отбор из имеющегося реестра педагогических технологий наиболее адекватных и продуктивных для гарантированного получения положительного результата в конкретной учебной ситуации; умение прогнозировать и создавать учебную коммуникативную ситуацию; управлять учебным коммуникативным процессом; способность организовывать профессиональную деятельность на основе проектирования как наиболее продуктивного способа преобразования знаний в деятельность; способность к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию; способность формировать и поддерживать педагогическую культуру как основу профессионального самосознания; быть готовым включиться в научный педагогический поиск, вырабатывать и презентовать в профессиональной среде собственный индивидуальный стиль и др.
Выпускник магистратуры может работать в учебных заведениях общего образования, включая специализированные школы, гимназии, колледжи, лицеи с углубленным изучением отдельных гуманитарных предметов и курсов, отдельных предметов по филологическому профилю, с профильным обучением и допрофессиональной подготовкой, а также во внешкольных учебно-воспитательных учреждениях. Объектами профессиональной деятельности магистров, с учетом профиля подготовки и особенностей данной магистерской программы, являются: языки (отечественные и иностранные) в их теоретическом и практическом аспектах; художественная литература (отечественная и зарубежная) и устное народное творчество в их историческом и теоретическом аспектах с учетом закономерностей бытования в разных странах и регионах; различные типы текстов – письменных, устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов); устная и письменная коммуникация; деятельностные формы организации образовательного процесса в школе, в первую очередь, в области филологических компетенций; научное знание в междисциплинарной области взаимодействия филологии, педагогики, возрастной психологии и преподавания филологических дисциплин в школе и технологии его преобразования и применения в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях; а также информационные технологии в школьном образовательном процессе в сфере филологических компетенций.
Учебный план программы
№№ п/п |
Наименование циклов, модулей, дисциплин, практик, НИР |
Общая трудоемкость |
Распределение по семестрам, виды и формы промежуточной аттестации |
||||||||
|
|
В зач. ед. |
В часах общ./ ауд. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Виды уч.работы |
Формы промеж. аттестации. |
||
Л |
ПЗ, С |
Сам. раб. |
|||||||||
М.1 |
Общенаучный цикл |
19 |
684/212 |
|
|
|
|
68 |
144 |
472 |
|
|
Базовая часть |
6 |
216/64 |
|
|
|
|
20 |
44 |
152 |
|
1 |
Филология в системе современного гуманитарного знания |
6 |
216/64
|
+ |
+ |
|
|
20 |
44 |
152 |
Зач. Экз. |
|
Вариативная часть, в том числе дисциплины по выбору студента |
13 |
468/148 |
|
|
|
|
48 |
100 |
320 |
|
|
Дисциплины, устанавливаемые вузом |
10 |
360/112 |
|
|
|
|
36 |
76 |
248 |
|
1 |
Анализ текста (лингвистический и литературоведческий аспекты) |
4 |
144/36
|
|
+ |
|
|
8 |
28 |
108 |
Экз. |
2 |
Теория текста |
2 |
72/18
|
+ |
|
|
|
4 |
14 |
54 |
зач |
3 |
Современное образование: субъекты и контексты развития |
4 |
144/58 |
+ |
|
|
|
24 |
34 |
86 |
экз |
|
Дисциплины по выбору магистранта |
3 |
108/36 |
|
|
|
|
12 |
24 |
72 |
|
4 |
Формы и способы организации самостоятельной работы обучающихся |
3 |
108/36
|
|
+ |
|
|
12 |
24 |
72 |
Зач. |
Оценивание и контроль деятельности обучающихся |
3 |
108/36
|
|
+ |
|
|
12 |
24 |
72 |
Зач. |
|
М.2 |
Профессиональный цикл |
43 |
1548/420 |
|
|
|
|
52 |
368 |
1128 |
|
|
Базовая часть (общепрофессиональная часть) |
8 |
288/102 |
|
|
|
|
|
102 |
186 |
|
1. |
Информационные технологии |
2 |
72/34 |
+ |
|
|
|
|
34 |
38 |
Зач. |
2. |
Деловой иностранный язык |
6 |
216/68 |
+ |
+ |
|
|
|
68 |
148 |
Экз. Зач. |
|
Вариативная часть, в том числе дисциплины по выбору магистранта |
35 |
1260/318 |
|
|
|
|
52 |
266 |
942 |
|
|
Дисциплины, устанавливаемые вузом |
25 |
900/218 |
|
|
|
|
52 |
166 |
682 |
|
1 |
Культура чтения |
4 |
144/30 |
+ |
|
|
|
12 |
18 |
114 |
Зач. |
2 |
Актуальные проблемы преподавания дисциплин предметной области. Практикум по методике преподавания русского языка в школе |
4 |
144/32
|
+ |
|
|
|
|
32 |
112 |
Экз. |
3 |
Практикум по методике преподавания литературы в школе |
4 |
144/32 |
+ |
|
|
|
|
32 |
112 |
Экз. |
4 |
Современные инновационные практики и технологии в образовании |
2 |
72/40
|
|
+ |
|
|
8 |
32 |
32 |
Зач. |
5. |
Современный менеджмент в образовательном учреждении |
2 |
72/18
|
|
+ |
+ |
|
6 |
12 |
54 |
Зач. |
6 |
Виды речевой деятельности
|
5 |
180/36
|
|
|
+ |
|
14 |
22 |
144 |
Экз. |
7 |
Исследовательская деятельность учителя |
4 |
144/30
|
|
+ |
|
|
12 |
18 |
114 |
Зач. |
|
Дисциплины по выбору магистранта |
10 |
360/100 |
|
|
|
|
|
100 |
260 |
|
7 |
Организация внеклассной работы по дисциплинам предметной области |
3 |
108/32
|
|
|
+ |
|
|
32 |
76 |
Экз. |
Учительская риторика |
3 |
108/32
|
|
|
+ |
|
|
32 |
76 |
||
8 |
Развитие творческой одаренности школьников средствами филологии |
4 |
144/44
|
|
|
+ |
|
|
44 |
100 |
Экз. |
Креативное письмо |
4 |
144/44
|
|
|
+ |
|
|
44 |
100 |
||
9. |
Региональный компонент в школьном филологическом образовании |
3 |
108/24 |
|
|
+ |
|
|
24 |
84 |
зач |
Изучение словесности в контексте (старшие классы средней школы) |
3 |
108/24 |
|
|
+ |
|
|
24 |
84 |
||
М.3 |
Научно-исследовательская работа и практики |
38 |
1368/70 |
|
|
|
|
|
70 |
1298 |
|
|
Семинар по магистерской диссертации |
23 |
828/70 |
+ |
+ |
+ |
|
|
70 |
758 |
Зач. |
|
Учебно-производственная практика |
15 |
540 |
|
+ |
+ |
|
|
|
540 |
Зач. |
М.4 |
Итоговая государственная аттестация |
20 |
720 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
120 |
4320 |
|
|
|
|
|
|